1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Тест «Мотивационный профиль»


Как пользоваться тестом

Этот тест разработан и апробирован специально для того, чтобы выявлять факторы мотивации, которые высоко оцениваются работником, а также те факторы, которым он придает мало значения как потенциальным источникам удовлетворения выполняемой работой. Он позволит выявить потребности и стремления работника, и тем самым получить некоторое представление о его мотивационных факторах. В основу теста положено сопоставление значимости ряда мотивационных факторов, представляющих важность с точки зрения руководства персоналом.

Для получения наилучших результатов на вопросы следует отвечать быстро, не раздумывая подолгу. Ваш первый, может быть, не вполне осознанный ответ, вероятно, и есть наиболее верное отражение ваших истинных чувств.

Ответы на все вопросы Мотивационного профиля и подсчет результатов займет у вас приблизительно один час.

Следует внимательно читать каждое утверждение вопросника и вписывать свои оценки непосредственно в таблицу ответов. Следите за тем, чтобы все 11 баллов были распределены между четырьмя предложенными в каждом вопросе утверждениями (A—D).

Пример

Вам нужно распределить 11 баллов между четырьмя вариантами каждого из утверждений, обозначенными буквами (а), (Ь), (с) и (d). Всего утверждений 33, следовательно, получается в общей сложности 363 балла. Если вам кажется, что один из факторов наиболее важен для вас, оцените его в 11 баллов; если же вы полагаете его вовсе не существенным, не присуждайте ему ни одного балла; в остальных случаях постарайтесь по собственному усмотрению распределить все 11 баллов между четырьмя предложенными в каждом утверждении факторами. Следите за тем, чтобы были присуждены все 11 баллов. В качестве примера попробуем оценить следующее утверждение:

 

 

Я хотел бы иметь такую работу, на которой

(a)  была бы хорошая заработная плата и дополнительные льготы

(b) я мог бы планировать работу по своему усмотрению

(c)  мою деятельность смогли бы заметить и оценить другие люди

(d) было бы много разнообразия и перемен

Используйте все 11 баллов, оценивая значимость для вас каждого из этих утверждений, а затем занесите баллы непосредственно в таблицу ответов.

Если вы считаете наиболее важными для себя утверждения (а) и (Ь), то можете присудить им, скажем, 6 и 5 баллов соответственно, ничего не оставляя для оценки остальных двух вариантов — (с) и (d). Совершенно неважно, каким образом вы будете распределять 11 баллов между четырьмя вариантами, самое главное, чтобы оценки важности каждого варианта утверждения в сумме составляли бы 11 баллов.

Баллы, присуждаемые вами каждому фактору, следует вносить непосредственно в таблицу ответов.


Вопросник

Для оценки каждого из вариантов (а), (Ь), (с), (d) в рамках приведенных утверждений, используйте все 11 баллов.

Утверждения

1) Я полагаю, что мог бы внести большой вклад на такой работе, где

a)      хорошая заработная плата и прочие виды вознаграждений;

b)     имеется возможность установить хорошие взаимоотношения с коллегами по работе;

c)      я мог бы влиять на принятие решений и демонстрировать свои достоинства как работника;

d)     у меня есть возможность совершенствоваться и расти как личность.

2) Я не хотел бы работать там, где

a)      отсутствуют четкие указания, что от меня требуется;

b)     практически отсутствуют обратная связь и оценка эффективности моей работы;

c)      то, чем я занимаюсь, выглядит малополезным и малоценным;.

d)     плохие условия работы, слишком шумно или грязно.

3) Для меня важно, чтобы моя работа

a)      была связана со значительным разнообразием и переменами;

b)     давала мне возможность работать с широким кругом людей;

c)      обеспечивала мне четкие указания, чтобы я знал, что от меня требуется;

d)     позволяла мне хорошо узнать тех людей, с кем я работаю.

4) Я полагаю, что я не был бы очень заинтересован работой, которая

a)обеспечивала бы мне мало контактов с другими людьми;

b)     едва ли была бы замечена другими людьми;

c)не имела бы конкретных очертаний, так что я не был бы уверен, что от меня требуется;

d)     была бы сопряжена с определенным объемом рутинных операций.

5) Работа мне нравится, если

a)я четко представляю себе, что от меня требуется;

b)     у меня удобное рабочее место, и меня мало отвлекают;

c)у меня хорошие вознаграждение и заработная плата;

d)     позволяет мне совершенствовать свои профессиональные качества.

6) Полагаю, что мне бы понравилось, если

a)были бы хорошие условия работы и отсутствовало бы давление на меня;

b)     у меня был бы очень хороший оклад;

c)работа в действительности была бы полезная и приносила мне удовлетворение;

d)     мои достижения и работа оценивались бы по достоинству.

7) Я не считаю, что работа должна

a)      быть слабо структурированной, так что непонятно, что же следует делать;

b)     предоставлять слишком мало возможностей хорошо узнать других людей;

c)      быть малозначимой и малополезной для общества или неинтересной для выполнения;

d)     оставаться непризнанной, или ее выполнение должно восприниматься как само собой разумеющееся.

8) Работа, приносящая удовлетворение,

a)      связана со значительным разнообразием, переменами и стимуляцией энтузиазма;

b)     дает возможность совершенствовать свои профессиональные качества и развиваться как личность;

c)      является полезной и значимой для общества;

d)     позволяет мне быть креативным (проявлять творческий подход)и экспериментировать с новыми идеями.

9) Важно, чтобы работа

a)      признавалась и ценилась организацией, в которой я работаю;

b)     давала бы возможности для персонального роста и совершенствования;

c)      была сопряжена с большим разнообразием и переменами;

d)     позволяла бы работнику оказывать влияние на других.

10) Я не считаю, что работа будет приносить удовлетворение, если

a)      в процессе ее выполнения мало возможностей осуществлять контакты с разными людьми;

b)     оклад и вознаграждение не очень хорошие;

c)      я не могу установить и поддерживать добрые отношения с коллегами по работе;

d)     у меня очень мало самостоятельности или возможностей для проявления гибкости.

11) Самой хорошей является такая работа, которая

a)   обеспечивает хорошие рабочие условия;

b)  дает четкие инструкции и разъяснения по поводу содержания работы;

c)   предполагает выполнение интересных и полезных заданий;

d)  позволяет получить признание личных достижений и качества работы.

12) Вероятно, я не буду хорошо работать, если

a)  имеется мало возможностей ставить перед собой цели и достигать их;

b)  я не имею возможности совершенствовать свои личные качества;

c)  тяжелая работа не получает признания и соответствующего вознаграждения;

d)  на рабочем месте пыльно, грязно или шумно.

13) При определении служебных обязанностей важно

a)   дать людям возможность лучше узнать друг друга;

b)  предоставить работнику возможность ставить цели и достигать их;

c)   обеспечить условия для проявления работниками творческого начала;

d)  обеспечить комфортность и чистоту места работы.

14) Вероятно, я не захочу работать там, где

a)   у меня будет мало самостоятельности и возможностей для со вершенствования своей личности;

b)   не поощряются исследования и проявление научного любо пытства;

c)   очень мало контактов с широким кругом людей;

d)   отсутствуют достойные надбавки и дополнительные льготы.

15) Я был бы удовлетворен, если

a)   была бы возможность оказывать влияние на принятие реше ний другими работниками;

b)   работа предоставляла бы широкое разнообразие и перемены;

c)   мои достижения были бы оценены другими людьми;

d)   я точно знал бы, что от меня требуется и как я должен это выполнять.

16) Работа меньше удовлетворяла бы меня, если

a)   не позволяла бы ставить и добиваться сложных целей;

b)   четко не знал бы правил и процедур выполнения работы;

c)   уровень оплаты моего труда не соответствовал бы уровню слож ности выполняемой работы;

d)   я практически не мог бы влиять на принимаемые решения и на то, что делают другие.

17) Я полагаю, что должность должна предоставлять

a)     четкие должностные инструкции и указания на то, что от меня требуется;

b)    возможность лучше узнать своих коллег по работе;

c)     возможности выполнять сложные производственные задания, требующие напряжения всех сил;

d)    разнообразие, перемены и поощрения.

18) Работа приносила бы меньше удовлетворения, если

a)    не допускала бы возможности хотя бы небольшого творческо го вклада;

b)   осуществлялась бы изолированно, т.е. работник должен был бы работать в одиночестве;

c)    отсутствовал бы благоприятный внутренний климат, в котором работник мог бы профессионально расти;

d)   не давала бы возможности оказывать влияние на принятие ре шений.

19) Я хотел бы работать там, где

a)   другие люди признают и ценят выполняемую мной работу;

b)   у меня будет возможность оказывать влияние на то, что де лают другие;

c)   имеется достойная система надбавок и дополнительных льгот;

d)   можно выдвигать и апробировать новые идеи и проявлять кре ативность.

20) Вряд ли я захотел бы работать там, где

a)  не существует разнообразия или перемен в работе;

b)  у меня будет мало возможностей влиять на принимаемые решения;

c)  заработная плата не слишком высока;

d)  условия работы недостаточно хорошие,

21) Я полагаю, что приносящая удовлетворение работа должна предус матривать

a)   наличие четких указаний, чтобы работники знали, что от них требуется;

b)  возможность проявлять креативность;

c)   возможность встречаться с интересными людьми;

d)  чувство удовлетворения и действительно интересные задания.

22) Работа не будет доставлять удовольствие, если

a)  предусмотрены незначительные надбавки и дополнительные льготы;

b)  условия работы некомфортны или в помещении очень шумно;

c)  работник не имеет возможности сравнивать свою работу с работой других;

d)  не поощряются исследования, творческий подход и новые идеи.

23) Я считаю важным, чтобы работа обеспечивала мне

a)    множество контактов с широким кругом интересных людей;

b)   возможность установления и достижения целей;

c)    возможность влиять на принятие решений;

d)   высокий уровень заработной платы.

24) Я не думаю, чтобы мне нравилась бы работа, если

a)   условия работы некомфортны, на рабочем месте грязно или шумно;

b)    мало шансов влиять на других людей;

c)     мало возможностей для достижения поставленных целей;

d)    я не мог бы проявлять креативность и предлагать новые идеи.

25) В процессе организации работы важно

a)      обеспечить чистоту и комфортность рабочего места;

b)     создать условия для проявления работником самостоятельности;

c)      предусмотреть возможность разнообразия и перемен;

d)     обеспечить человеку широкие возможности контактов с дру гими людьми.

26) Скорее всего я не захотел бы работать там, где

a)     условия работы некомфортны, т.е. шумно или грязно и т.д.;

b)    мало возможностей осуществлять контакты с другими людьми;

c)     работа не является интересной или полезной;

d)    работа рутинная и задания редко меняются.

27) Работа приносит удовлетворение, вероятно, когда

a)     люди признают и ценят хорошо выполненную работу;

b)    существуют широкие возможности для маневра и проявления гибкости;

c)     можно ставить перед собой сложные и смелые цели;

d)    существует возможность лучше узнать своих коллег.

28) Мне бы не понравилась работа, которая

a)     не была бы полезной и не приносила бы чувства удовлетворения;

b)    не содержала бы в себе стимула к переменам;

c)     не позволяла бы мне устанавливать дружеские отношения с другими;

d)    была бы неконкретной и не ставила бы сложных задач.

29) Я бы проявил стремление работать там, где

a)     работа интересная и полезная;

b)    люди могут устанавливать длительные дружеские взаимоотношения;

c)     меня окружали бы интересные люди;

d)    я мог бы оказывать влияние на принятие решений;

30) Я не считаю, что работа должна

a)      предусматривать, чтобы человек большую часть времени рабо тал в одиночку;

b)    давать мало шансов на признание личных достижений работ ника;

c)     препятствовать установлению взаимоотношений с коллегами;

d)    состоять в основном из рутинных обязанностей.

31) Хорошо спланированная работа обязательно

a)      предусматривает достаточный набор льгот и множество надба вок;

b)     имеет четкие рекомендации по выполнению и должностные обязанности;

c)      предусматривает возможность ставить цели и достигать их;

d)     стимулирует и поощряет выдвижение новых идей.

32) Я считал бы, что работа не приносит удовлетворения, если

a)      не мог бы выполнять сложную перспективную работу;

b)     было бы мало возможностей для проявления креативности;

c)      допускалась бы лишь малая доля самостоятельности;

d)     сама суть работы не представлялась бы полезной или нужной.

33) Наиболее важными характеристиками должности являются

a)      возможность для творческого подхода и оригинального нестан дартного мышления;

b)     важные обязанности, выполнение которых приносит удовлет ворение;

c)      возможность устанавливать хорошие взаимоотношения с коллегами;

d)     наличие значимых целей, которых призван достичь работник.

Ключ к тесту

Завершив работу над тестом, вы получите общий результат по каждому из 12 мотивационных факторов. Большое количество баллов, присужденных какому-либо фактору, свидетельствует о его высокой значимости для вас, малое количество баллов показывает низкий уровень потребности относительно прочих факторов. После описания каждого мотивационного фактора приводятся мода распределения (наиболее часто встречающееся значение), медиана (среднее значение) и диапазон разброса (самое низкое и самое высокое значение) каждого фактора, содержащиеся в нашей базе данных, т.е. в ответах 1355 менеджеров и профессионалов, с которыми мы работали. Следует также обратить, внимание на гистограммы, приведенные в начале каждой главы. Вы сможете понять форму кривой распределения и для сравнения отложить на графике полученный результат.

Номер фактора

1.    Потребность в высокой заработной плате и материальном вознаг раждении; желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок. Данная потребность выявляет тенденцию к измене нию в процессе трудовой жизни; увеличение трат обусловливает повышение значения этой потребности (например, наличие дол гов, возникновение новых семейных обязательств, дополнитель ные или тяжелые финансовые обязательства). Мода — 27, меди ана — 19, диапазон — 0—96.

2.    Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружаю щей обстановке. Мода — 17, медиана — 17, диапазон — 0—83.

3.    Потребность в четком структурировании работы, наличии обрат ной связи и информации, позволяющей судить о результатах сво ей работы, потребность в снижении неопределенности и установ лении правил и директив выполнения работы. (Мерило потребно сти в руководстве и определенности; потребность, которая может служить индикатором стресса или беспокойства и которая может возрастать или падать, когда человек сталкивается с серьезными изменениями в своей личной жизни или на работе.) Мода — 26, медиана — 25, диапазон — 0—69.

4.    Потребность в социальных контактах: общение с широким кругом людей, легкая степень доверительности, тесных связей с колле гами. (Это показатель стремления работать с другими людьми, который не следует путать с тем, насколько хорошо человек относится к своим коллегам. Этот фактор может иметь очень низкое значение, тем не менее человек может быть достаточно социально адаптированным.) Мода — 27, медиана — 25, диапазон — 0—81.

5.    Потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения, малое число коллег по работе, значительная степень близости взаимоотношений, доверительности. (Потребность в более тесных контактах с другими. Как и в слу чае с фактором 4, низкое его значение не свидетельствует о слабой социальной адаптации и отсутствии социальных навы ков.) Мода — 18, медиана — 19, диапазон — 0—45.

6.    Потребность в завоевании признания со стороны других людей, в том, чтобы окружающие ценили заслуги, достижения и успехи ин дивидуума. (Этот показатель указывает на симпатии к другим и хо рошие социальные взаимоотношения, это потребность личности во внимании со стороны других людей, желание чувствовать собствен ную значимость.) Мода — 35, медиана — 36, диапазон — 0—88.

7.    Потребность ставить для себя дерзновенные сложные цели и дос тигать их; это показатель потребности следовать поставленным це лям и быть самомотивированным. (Показатель стремления намечать и завоевывать сложные, многообещающие рубежи.) Мода — 36, ме диана — 36, диапазон — 2—81.

8.    Потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими; настойчивое стремление к конкуренции и влиятельности. (Это — показатель конкурентной напористости, поскольку предус матривает обязательное сравнение с другими людьми и оказание на них влияния.) Мода — 31, медиана — 31, диапазон — 0—79.

9.    Потребность в разнообразии, переменах и стимуляции; стремление избегать рутины (скуки). (Указывает тенденцию всегда находиться в состоянии приподнятости, готовности к действиям, любви к пере менам и стимуляции.) Мода — 34, медиана — 35, диапазон — 0—78

 

10. Потребность быть креативным, анализирующим, думающим ра ботником, открытым для новых идей. (Этот показатель свидетель ствует о тенденции к проявлению пытливости, любопытства и не тривиального мышления. Но идеи, которые вносит и к которым стремится данный индивидуум, не обязательно будут правильными или приемлемыми.) Мода — 32, медиана — 33, диапазон — 5—81.

11. Потребность в совершенствовании, росте и развитии как личнос ти. (Показатель желания самостоятельности, независимости и само совершенствования.) Мода — 35, медиана — 32, диапазон — 7—84.

12. Потребность в ощущении востребованности в интересной обще ственно полезной работе. (Это показатель потребности в работе, наполненной смыслом и значением, с элементом общественной полезности.) Мода — 41, медиана — 43, диапазон — 15—97.

 

бизнес тесты